28 апр. 2013 г.

Воспитание культуры поведения.


   Для того чтобы культура поведения стала второй натурой, дети должны постоянно применять свои знания на практике — не только в гостях или в общественных местах, но и во время завтрака в кругу семьи, на улице и в общении с друзьями. Правильно вести себя в обществе ребенок должен научиться как можно раньше, ведь от плохих привычек в последствии очень трудно избавиться. Воспитание культуры поведения может проводиться во время занятий в дошкольных или уже школьных учреждениях, однако и сами родители должны позаботиться о развитии хороших манер у детей.

   С раннего возраста  дети стараются понять окружающий мир и вписаться в него. Но им не всегда понятно, как следует поступать в той или иной ситуации.

   Дети — это родительское зеркало. Что делают родители — то и ребенок. Никогда не принесут успеха простые установки правил поведения, если сами родители при этом подают плохой пример ребенку. Например, в доме, где царит беспорядок, ребенку будет трудно усвоить, что следует всегда поддерживать чистоту и порядок.

   Воспитание культуры поведения для детей имеет огромное значение, так как у ребенка идет формирование будущей личности. Ребенок, который с детства привык хамить, ругаться и вести себя за столом,  как маленький поросенок, и во взрослую жизнь заберет с собой эти привычки. Но то, что еще можно простить ребенку, вряд ли будет простительно для зрелого взрослого человека.

    Одно из основных правил воспитания культуры поведения — это последовательность. Нельзя  научить всему и сразу. Ребенок от большого количества новой информации быстро устанет. Начинать лучше всего с основ, затем  постепенно переходить к деталям и нюансам. Вмести с этим  действует принцип систематичности и доступности.

 По словам специалистов, модели поведения по отношению к окружающим вырабатываются в первые несколько лет жизни ребенка.

 Помогая малышу помахать гостю ручкой на прощанье, вытирая годовалому ребенку руки перед едой, строго говоря «нет», когда двухлетний ребенок бросается едой во время приема пищи, или бьет товарища, приучая малыша говорить «спасибо» и «пожалуйста» -  мы делаем первые шаги к тем нормам поведения, которые нам хочется видеть у своих детей в старшем возрасте.

   При воспитании культуры поведения у дошколят надо учитывать следующие этапы:

·        Формирование культурно-гигиенических навыков.

·        Формирование у ребёнка культуру деятельности.

·        Формирование культуры общения.
   Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.
   Прежде, чем приступить к воспитательно - обучающему процессу,  надо обсудить с ребёнком, что мы хотим от него, пояснить на конкретной ситуации. Далее – надо объяснить, почему он должен так делать, постараться придумать довод, близкий и понятный ребёнку. А затем должна быть практика – игра. Проводить такое обучение лучше перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо.
Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение. Предполагается использование следующих методов в процессе проведения занятий:
·        разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов;
·        пример правильного поведения других детей;
·        специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.
   Многие правила поведения усваиваются детьми по подражанию. Благодаря правилам ребёнок уясняет и осмысливает, как вести себя дома и в детском саду, на улице и в общественных местах. Он усваивает правила, связанные с соблюдением чистоты и опрятности, общения и речевого этикета, правила поведения за столом, а также в процессе различной деятельности - в играх, на занятиях, в труде. В этом плане очень важно создать вежливую, добрую, терпимую, сочувственную и ласковую атмосферу
   Так же необходимо учитывать, что уже достигнуто ребенком, а то требования могут оказаться очень завышенными и у ребенка может наступить не понимание чего от него хотят и это в свою очередь может отразиться на его поведении и дать обратный результат.
   Все мы хотим видеть своих детей культурными, воспитанными с хорошими манерами, но для этого надо приложить максимум усилий, терпение, тактичность и личный пример для подражания.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий