14 апр. 2013 г.

Закликание весны на Руси.


В связи с тем, что большинство праздников марта - апреля приходились на период поста, во время которого считалось грехом пение песен, развлечения, гулянья, хождение в гости, угощения и т.п., у русских крестьян не было сложных обрядов и празднеств, посвященных встрече весны. Чаще всего весну или птиц призывали - "кликали" в "закличках" или веснянках - песенках с печальным протяжным напевом. При этом, приход весны старались изобразить: обычно в Сороки, а на Русском Севере также на Алексеев день (17/30 марта) или на Благовещение, хозяйки выпекали из теста птичек - жаворонков, с которыми дети, а иногда молодежь или женщины, выходили зазывать птиц и весну. Они развешивали и раскладывали их на возвышенных местах, подкидывали в воздух, оставляли на проталинах, имитируя прилет настоящих жаворонков или куликов. 
Наиболее развернутый ритуал закликания весны был известен на территории расселения русских в западных и южных губерниях России, в Верхнем и Среднем Поволжье, а также в Сибири. Особенности встречи весны в южнорусских и западнорусских губерниях, с одной стороны, и в Поволжье, с другой, составляли два основных типа ритуала. Граница между этими двумя вариантами проходила по Волго-Окскому речному бассейну, по территории Лихвинского и Перемышльского уездов Калужской губ., где в обряде соединились заклички "птичьи" с весенними. 
В западной и южнорусской традиции закликание весны и закликание жаворонков, хотя и могли приходиться на одну календарную дату, обычно сохраняли некоторую независимость друг от друга, представляли собой два разных ритуала. Они различались по времени проведения, по возрасту исполнителей и, соответственно, их сопровождали фольклорные тексты разного характера. Дети обращались с призывом к жаворонкам, а их заклички несли отпечаток детского фольклора, в то время как взрослые кликали весну, распевая традиционные весенние заклички. Так, утром на Сороки дети, вызывая жаворонков, бегали с печением по деревне и кричали: 
                    "Жаворонок, жаворонок, выгляни, выскочи, 
                    Твои дети на повети сыр колупают, в масло окунают. 
                    - Я на солнышке печен, я соломкою строчен". 
                                  ( Агапкина Т.А. 1987. С. 151) 
Эту же песенку тихо напевали девушки. Но основная ритуальная встреча весны, в которой они принимали непосредственное участие, начиналась вечером. Девушки собирались за околицей, набрав хворосту, разжигали костер, прыгали через него и начинали зазывать весну: 
                    "Весна красна! 
                    Ты на чем пришла? 
                    - Я на сошеньке, на боронушке, 
                    На овсяном колосе, 
                    На ржаном снопе..." 
                                  (Агапкина Т.А. 1987. С. 151) 
В Поволжье, где смысл кликания весны приписывался призыву жаворонков, весенние заклички не были известны, а термин "кликать весну" был замещен "кликанием птиц". При этом не вызывает сомнения изначальная связь двух вариантов ритуала и то влияние, которое оказали тексты закликания весны на формирование репертуара поволжского обряда. В Поволжье пение "птичьих" закличек было тесно связано с различными ритуальными действиями с печением "жаворонки", а в ритуале активное участие принимали взрослые. Это предопределило специфику используемых фольклорных текстов, среди которых ведущей стала группа приговоров с мотивом: "жаворонки, прилетите, красну весну принесите". 
В конце 19 в. во многих местах кликание весны или птиц часто оказывалось в ведении детей, "жаворонков" - куликов изготовляли лишь для детской забавы, а первоначальное значение этого печения и обряда, связанного с ними, было забыто. При этом в детских играх зачастую повторялись действия, носившие когда-то ритуальный характер, но как они, так и ритуальные приговоры, перейдя в детский репертуар претерпевали некоторые изменения. И в первом, и во втором локальном варианте ритуала возникали различные обрядовые контаминации (соединения). Например, действия с жаворонками могли сопровождаться исполнением традиционных весенних закличек, к которым зачастую присоединялись звукоподражания или необрядовые тексты детского фольклора. 

В Курской губ., как и во многих других местах, в Сороки дети шли с только что испеченными "куликами" в огород, туда, где стояли стога соломы. Каждый клал свою птичку на вершину стога, и глядя на нее и приплясывая, пел вместе со всеми:
                   "Весна, весна, 
                   На чем пришла, 
                   На чем приехала? 
                   На сошечке, на бороночке. 
                   Кулики, жаворонки, 
                   Слетайтесь на одонки!" 
                                  (Данковская Р.С. 1909. С. 173) 
Пропев песенку дети разбирали жаворонков и убегали, затем возвращались, снова усаживали их на стог и пели "закличку", так продолжалось до позднего вечера, в конце которого каждый отрывал своему жаворонку голову и съедал ее. Туловище съедали в конце следующего дня, предварительно пропев над остатками жаворонка несколько "закличек", таким же образом, как и в предыдущий день. 
В Сибири в Томской губ. весну закликала взрослая молодежь. Девушки и парни, захватив из дома по "кулику" собирались на гумне. Кто-нибудь из них собирал со всех "куликов" и прятал их в соломе, после чего все хором начинали "закликать весну": 
                    "Кулики, кулики, куликали,
                   Весну красную закликали:
                   Весна - красна! На чем пришла?
                   - На сохе, бороне, на кривой кочерге, 
                   "Приди к нам, весна, со радостью!
                   Со великою к нас со милостью!
                   Со рожью зернистою,
                   Со пшеничкою золотистою,
                   С овсом кучерявыим,
                   С ячменем усатыим,
                    На жердочке, на бороздочке, 
                    На ржаном колосочку, 
                    На пшеничном пирожочку". 

                       а затем 

                  "Приди к нам, весна, со радостью!
                   Со великою к нас со милостью!
                   Со рожью зернистою,
                   Со пшеничкою золотистою,
                   С овсом кучерявыим,
                   С ячменем усатыим,
                    Со просом, со гречею, 
                    С калиной - малиной, 
                    С черной смородиною, 
                    С грушами, со яблочками, 
                    Со всякой садовинкой, 
                    С цветочками лазоревыми, 
                    С травушкой - муравушкой". 
                                   (Красноженова М.В. 1914. С. 72) 
Эти песенки пелись по три раза, после чего молодежь принималась за поиски своих "куликов", найденных тут же съедали. Расходясь по домам, девушки пели уже "весенние" песни лирического содержания, те, которые затем исполнялись всю весну во время праздничных гуляний и хороводов. 


http://www.ethnomuseum.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий