В дошкольном детстве закладываются
основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического
образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у
дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Начинать экологическое воспитание в
дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую
младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы,
является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого
возраста.
Двух - трехлетние малыши доверчивы и
непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую
деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они
эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно
повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное
внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым
предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут
долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в
течение продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий,
частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова - это абстракция
и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними
- только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.
Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить
следующие способы взаимодействия взрослого с ними: мягкое, доброжелательное
общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего
отрывом от семьи; медленная выразительная речь, многократные повторения одного
и того же; подкрепление слова образом предмета,
действием, его изображающим; частое переключение внимания детей с одного
предмета на другой, с одного вида деятельности на другой; использование
приемов, вызывающих положительные эмоции малышей; осознанное создание
воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания; частые
похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по
голове).
Задача педагога в работе с детьми
младшего дошкольного возраста заложить первые ориентиры в мире природы -
растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий