Основополагающая роль в
развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении
национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.
Первой
разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом
возрасте, является «народная культура». Воспринимаемая ребенком через
материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые
песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений,
доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует
проявление начальных социальных эмоций.
В
это время малыш, естественно, не понимает смыслового значения транслируемых ему
форм народной культуры, но вместе с тем испытывает огромное удовольствие и
восторг от совместного проигрывания с взрослыми «Сороки-вороны», «Козы
рогатой», от восприятия потешек, ладушек, пестушек. Эмоциональный позитивный
отклик ребенка на яркие образы народной культуры является той основой, которая
впоследствии сможет конкурировать с самой объемной информацией об окружающем
мире.
В младшем дошкольном
возрасте народная культура по–прежнему остается основной содержательной формой
приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов, осуществляется по
мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища, его
убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель), домашней
утвари, посуде (горшок, самовар), игрушках (матрёшка, лошадка), кухне. В этом
возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение
хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально
организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой,
музыкальной).
В
этом возрасте проводится систематическая работа по приобщению
дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются
государственные праздники, праздники народного календаря. Педагог содействует
созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства
любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.
Сказки
и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о
людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего
дошкольного возраста русские народные сказки и сказки народов мира разнообразны
по содержанию, объему и динамичности. Своеобразие восприятия литературных
произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего
непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.
В
младшем дошкольном возрасте полезно уже знакомить детей с правилами вежливости
и начать формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям
целесообразно воспитывать в играх с куклами и другими игрушками. В группе
детского сада создаются специальные игровые ситуации, способствующие
формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей
формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий