17 мар. 2015 г.

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ У РЕБЁНКА.

«Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям»

К.Д. Ушинский.

Личность начинает формироваться ещё в детстве. Развитие личности происходит в результате культурного и социального развития. Воспитание личности ребенка требует усилий, которые нужно приложить, чтобы раскрыть его таланты. Обязательным фактором является тщательное выявление комплекса природных задатков ребенка, с тем, чтобы опираться на унаследованные положительные свойства и развивать их, организуя специально направленную воспитательно-образовательную деятельность. О том, каким образом происходит формирование личности ребенка, и в чем именно заключается значимость этого этапа, знают, увы, немногие родители. Многие путают понятая “личность” и “индивидуальность”. Индивидуальные характеристики человека, такие, как темперамент, одаренность, особенности восприятия и обработки информации (внимание, память), во многом влияют на формирование личности, но они не определяют всецело ее структуру. Личность – это совокупность индивидуальных черт характера человека, данных ему с рождения и приобретенных с жизненным опытом, в ходе воспитания и его взаимоотношений с окружающими людьми.
Воспитание личности ребенка - очень сложный и трудоёмкий процесс. Воспитание личности ребенка являет собой процесс целенаправленного, формирования полноценной личности с целью подготовки её к участию в общественной, производственной, а также культурной жизни. Для воспитания полноценной самодостаточной и уверенной в себе личности на первом этапе воспитания, а это приходится на первый год жизни, необходимо окружить ребенка заботой и лаской. Не ограничивать познавательную деятельность. Употреблять слово "нельзя" лишь в самых крайних случаях - утюг, плита, розетки. И обязательно при этом необходимо объяснять причину запрета. Постоянный запрет на всё чрезмерно ограничивает деятельность малыша, что приводит к замедлению развития, да к тому же высок риск формирования невроза. Необходимо научиться переключать внимание малыша на более увлекательные занятия.
В раннем детстве основным видом деятельности и общения детей с жизнью является игра. Для ребенка игра имеет очень большое значение, так как в ней малыши получают начальное развитие природных задатков. Игра служит первым источником познания ими окружающего мира, в игре развиваются творческие способности ребенка, формируются навыки и привычки его поведения, расширяется кругозор, обогащается объем знаний и умений. По утверждению А. С. Макаренко, игра для ребенка имеет такое же значение, какое для взрослого работа, труд. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. От работы игра отличается лишь тем, что не ставит перед собой целей создания материальных и культурных ценностей, «к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы». В дошкольном возрасте чаще дети играют в сюжетные - ролевые игры, в которых дети подражают взрослым, животным, машинам. Позже в ролевых играх начинают отражаться бытовые явления, проявляются взаимоотношения детей, воспроизводятся трудовые действия взрослых: учителя, врача, продавца. Большое значение для физического развития детей имеют игры подвижные, спортивные, которые развивают у детей смелость, настойчивость, волю и характер. Дидактические игры являются одним из важных средств умственного воспитания и образования. В процессе таких игр дети учатся читать и считать, приобретают и закрепляют знания по различным учебным предметам.
Личность – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик, принято называть индивидуальность личности. Совершенно очевидно, что личностью человек не рождается, поскольку ему ещё предстоит развивать своё сознание. В семье, где царит атмосфера взаимопонимания, где дети всегда могут обратиться за помощью к старшим и получить поддержку, где ценится детское мнение, непременно вырастут здоровые, здоровые морально и духовно люди. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
- дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;
- родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;
- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
- диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
- личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
- воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
- все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;
- оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Главные условия развития личности:
Научить ребёнка с самого раннего возраста сопереживать, сочувствовать. Родители должны много читать ребенку: это могут быть сказки, притчи, в которых есть мораль, и ребенок должен ее сам понять и осознать;
Необходимо научить ребёнка видеть и ценить красоту. Ребенок должен замечать красоту везде – не только в природе, не только в людях, он должен уметь ценить красоту добрых поступков. При прогулках с ребенком родители должны ненавязчиво обращать его внимание на красивый цветок, дерево, здание и прочее, а ребенок должен выразить свое к этому отношение;
Развить у ребенка чувство ответственности за свои поступки. В этом смогут помочь друзья наши меньшие, ведь каждый ребёнок просит о щенке или котёнке. Надо пойти навстречу желанию ребенка, купить животное, чтобы малыш учился быть ответственным за другое живое существо. Сначала родители должны показать ребенку, как ухаживать за питомцем, на первых порах помогать ему. Ни в коем случае родителям не надо все делать самим;
Дети должны знать, что без наказания никакой плохой проступок не остается. Поздно или рано всё тайное становится явным;
Воспитание личности ребенка невозможно без воспитания в нем уверенности в себе, самоуважения. Сравнивать своего ребенка с другими нужно только в хорошем смысле, чтобы не наказывать, а наоборот, поощрить. Старания ребенка должны быть по достоинству оценены, но в меру, так как с завышенной самооценкой будут довольно серьезные проблемы. Похвала должна быть объективной, искренней и честной;
Ребенок должен научиться общаться со сверстниками, ему нужно помочь преодолеть стеснительность и скромность. На помощь придет юмор – дети дружат с веселыми сверстниками. Ребенок не должен вырасти эгоистом, ему нужно уметь делиться своими вещами. Естественно, кроме тех ситуаций, когда у него грубо отбирают игрушки или личные вещи – тут уж нужно уметь постоять за себя;
Воспитание личности ребенка основывается на развитии творческих его способностей. Ребенок должен творить — рисовать, лепить из глины и пластилина, вместе с мамой шить мягкие игрушки или делать аппликации, вместе с папой – вырезать по дереву или собирать модели автомобилей или парусников. Пусть на первых порах у него не все будет получаться, но ребенок должен приложить свое старание, чтобы огонек творчества в нем не угас.
Принципы воспитания:
Принцип научности.
Принцип уважения к личности ребенка
Принцип гуманности
Принцип планомерности, последовательности, непрерывности
Принцип комплексности и систематичности
Принцип согласованности в воспитании
Принцип сотрудничества
Принцип поддержки семейных традиций
Из всего выше сказанного мы видим, что на первом этапе воспитания личности семья является ведущим фактором развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. По мере развития ребенка процесс подражания существенно перестраивается, приобретает все более осознанный характер. По мере взросления ребёнка объектом подражания становятся как близкие люди и родные, так и современники, исторические лица, литературные герои и т.п.
Всё это откладывает отпечаток на становлении личности.
Интересные публикации по теме